Автоматизировать интернет-магазин или нет?
Для чего интернет-магазину нужно автоматизировать бизнес?
Чтобы быть клиентоориентированным.
То есть оперативно реагировать на заказы клиентов, качественно консультировать и обслуживать покупателей.
Представим ситуацию: клиент сделал заказ через интернет-магазин и сразу оплатил его. Менеджер передает клиентскую заявку на склад. И тут выясняется, что заказанного товара нет в наличии. Как так? Все дело в том, что менеджер использовал не актуализированную информацию о складских остатках товаров у интернет-магазина, в котором он работает, и поставщиков.
В большинстве подобных случаев покупатель требует возврата денег. Что еще хуже: клиент может оставить в Интернете негативный отзыв о работе онлайн-площадки. Это напрямую будет влиять на будущие продажи. Однако всего этого можно избежать благодаря автоматизации бизнеса.
Когда интернет-магазину следует задуматься об автоматизации?
Чем раньше, тем лучше.
Но это всегда еще зависит от бюджета предприятия. На практике это происходит в момент, когда объем заказов вырос до определенного стабильного уровня или ассортимент интернет-магазина перевалил за 4-5 тысяч SKU (Stock Keeping Unit). В этих точках, как правило, встает вопрос выбора пути обеспечения развития бизнеса: либо расширять штат сотрудников, что влечет за собой неизбежные дополнительные затраты, либо прибегать к автоматизации.
Как правильно и дешево автоматизировать бизнес?
Для начала необходимо составить список процессов, которые необходимо автоматизировать. Потом ранжировать их по принципу критичности. Далее определиться: можно ли решить вопросы своими силами или необходимо прибегнуть к помощи стороннего подрядчика. Если выбор пал в сторону сторонней организации, лучше выбирать компанию, специализирующуюся на автоматизации именно в данной отрасли. Можно также поискать на рынке готовое ИТ-решение. Такая система выйдет дешевле, чем отдельная проработка каждого бизнес-процесса.
Например, индивидуальная разработка системы может обойтись в несколько сотен тысяч рублей, а готовый программный продукт – всего в 50 тысяч рублей.
С какими трудностями интернет-магазин может столкнуться в процессе автоматизации?
Основные трудности возникают, когда интернет-магазин начинает использовать большое количество разных систем и сервисов. Все их надо интегрировать между собой, настроить и поддерживать большое количество разных механизмов обмена данными.
В целом система становится не стабильной, при сбоях возможны ошибки и остановки работы. Поэтому при подборе систем для автоматизации лучше остановить свой выбор на максимально комплексных решениях, которые охватывают наибольшее количество бизнес-задач компании.
Тренды 2019 года в автоматизации интернет-магазина
Все большей популярностью пользуются системы мониторинга цен конкурентов, динамической переоценки товаров и управления закупками. У среднего интернет-магазина объем товарных позиций порядка 10 тысяч. Вручную невозможно быстро провести мониторинг 10 тысяч товарных позиций, а потом анализ результата и переоценку товаров. Поэтому интернет-магазины все чаще используют автоматический мониторинг конкурентов и системы динамической переоценки.
Или, например, на одинаковую продукцию есть несколько поставщиков с разными ценами и сроками доставки. Если такой товар один, сделать выбор поставщика вручную труда не составит. А если товаров десятки тысяч и поставщиков под сотню, без автоматизации этого процесса просто не обойтись!
Поэтому в условиях жесткой ценовой конкуренции без систем, автоматизирующих такие операции, эффективно работать сейчас просто невозможно.
Екатерина Шквирская
Руководитель службы сопровождения клиентов Original Live Systems
(дочерняя компания Первого Бита)